Внимание! На форуме запрещено оставлять сообщения оскорбительного, нецензурного, порнографического характера и сообщения экстремистской направленности, угроз и призывов к межнациональной розни. Такие сообщения будут удаляться, а участники форума оставляющие такие сообщения будут блокироваться. Также напоминаю об уголовной ответственности за сообщения такого характера. Администратор.



АвторСообщение
хорунжий




Сообщение: 166
Зарегистрирован: 07.11.07
Откуда: РФ, МО г. Чкаловский
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.11.09 22:10. Заголовок: Казаки в изобразительном искусстве.



Тихий» Дон». Восстание верхнедонцев 1919 года.
Эскизы плакатов Донского отдела осведомления.
В коллекциях государственных музеев, частных коллекционеров после 1990 года обнаружилось достаточно большое количество плакатов, изданных органами пропаганды различных антибольшевистских движений в годы Гражданской войны. До этого эти плакаты либо тщательно прятали, рискуя попасть в места не столь отдаленные, либо хранили в спецхранах за министерскими печатями. Сейчас перед искусствоведами и историками встает сложная проблема попытки атрибуции этих плакатов и восстановления исторического фона их создания.
В коллекции графики ГЦМСИР, под номером ГИК 13161, хранятся плакаты белого движения и Донского казачьего войска периода Гражданской войны. Работы (печатные плакаты и эскизы) поступили из Донского Архива Октябрьской революции 1 апреля 1936 года в количестве 24 экземпляров
10 оригиналов плакатов были созданы художниками Донского отдела осведомления («Донотоса»). «Донотос» был создан в марте 1919 года. Это был орган пропаганды при Донском Атамане и правительстве Всевеликого войска Донского, подобный знаменитому «Осведомительному агентству» («Освагу»), существовавшему при командовании Добровольческой армии (с февраля 1919 года – отдел пропаганды при правительстве вооруженных сил Юга России). Существовали эти отделы рядом – «Осваг» - в Ростове-на-Дону, Донской отдел Осведомления - в Новочеркасске. В функции Донского отдела осведомления входила популяризация мер Донского правительства, Атамана и военачальников, информирование населения о ходе военных действий, о положении на оккупированных большевиками областях, увековечение памяти героев освобождения Дона, сбор оперативной информации о настроениях населения, подготовка информационных докладов для Атамана и членов правительства. Как и «Осваг», «Донотос» имел обширную резидентуру в разных районах Войска Донского.
Отделы пропаганды и осведомления так и не смогли наладить контакты между собой. В «Осваге» и его территориальных филиалах в Одессе, Харькове и других городах сотрудничали лучшие литературные и художественные силы России, из бежавших на юг из «красной» Москвы. Достаточно назвать популярного писателя Е.Чирикова, философа кн. Е. Трубецкого, художников И. Билибина, Е.Лансере. Основной же силой Донского отдела, в основном, являлась местная, донская интеллигенция - журналисты местных газет, художники. Возглавил «Донотос» известный донской публицист и писатель Федор Дмитриевич Крюков, секретарь Донского войскового круга, ученик и друг Владимира Галактионовича Короленко, автор популярной повести «Казачка», стихотворений в прозе. Популярность его в годы Гражданской войны на Дону была настолько велика, что после выхода в свет Шолоховского «Тихого Дона», некоторые эмигранты предполагали его автором именно Ф.Д.Крюкова.
Источников по истории органов пропаганды белого движения сохранилось довольно мало. Часть документов осела в Государственном Архиве Ростовской области, часть рассеялась по заграничным коллекциям. Из-за этого оказалось достаточно сложно атрибутировать работы, а также проследить судьбы художников, которые теряются в тумане Гражданской войны и эмиграции. Деятельность «Донотоса» практически не отразилась в воспоминаниях деятелей Донского правительства. Лишь в некоторых мемуарах находятся крайне негативные отзывы о печатной продукции и «Донотоса», и Деникинского отдела осведомления («Освага»). Ценная информация содержится в записках руководителя «Освага» проф. Константина Николаевича Соколова. Она касается, в первую очередь, взаимоотношений между «Освагом» и «Донотосом». Фактическая информация о событиях, связанных с созданием эскизов, взята из Казачьего Словаря-справочника, изданного в США деятелями Донской эмиграции А.И. Скрыловым и Г.В. Губаревым.
В коллекции музея наряду с оригиналами хранятся и регулярно экспонируются опубликованные плакаты Донского отдела – «Войсковой атаман Всевеликого войска Донского генерал-лейтенант А.П.Богаевский» художника В. Рудаковского, «Донской атаман А.М.Каледин», «Вручение пернача Атаману А.М.Каледину» художницы А.Н.Кучеровой и другие. Большая часть оригиналов плакатов посвящена событиям конца 1918- начала 1919 года на Верхнем Дону – так называемому восстанию Верхнедонцев. Для нас особый интерес представляет то, что эти события послужили основой для второй части романа М.Шолохова «Тихий Дон». В романе дана настолько охватывающая панорама восстания, что почти все события, изображенные на представленных эскизах, имеют текстуальные аналоги. Таким образом, графические листы художников «Донотоса» являлись своего рода иллюстрациями к шолоховскому произведению, созданными еще до создания самого романа. Есть основания полагать, что Шолохов работал в начале 1920-х годов в Донском архиве Октябрьской революции и мог видеть эти зарисовки.
Рассматриваемыя нами десять зарисовок можно условно разделить на две группы – зарисовки, посвященные непосредственным поводам к восстанию на Верхнем Дону – поведению советских войск в казачьих станицах и посвященные событиям восстания. Создание именно таких рисунков имело четкую пропагандистскую направленность – показать казакам Верхнего Дона, среди которых в основном распространялись листы Донотоса, что бывает, когда приходят большевики и рассказать о борьбе Нижнедонцев, чтобы поднять боевой дух. Не следует думать, что зверства большевиков на этих пропагандистских листах сильно преувеличены. Крайняя немотивированная жестокость отрядов 15 Инзенской пехотной дивизии и карательных отрядов ВЧК в станицах и хуторах Верхнего Дона документирована многими источниками. Сами большевики признали позже «перегибы» действий на Дону. Трагические сцены расправы с казаками в «Тихом Доне» Шолохова спокойно прошли через цензуру.
Казаки сами пустили Красную армию на свою землю. В ноябре 1918 года казаки полков Донской армии, сформированные в Верхне-Донском округе – в станицах Мигулинской, Вешенской и Казанской, добровольно сложили оружие и открыли фронт Красной армии. В тех условиях казаки не понимали целей белого движения и не хотели двигаться за пределы Донской земли, драться за общерусскую идею. В январе 1919 года, задолго до начала враждебных действий казаков против Советской власти, ЦК РКП (б) издала знаменитую директиву за подписью Я.Свердлова. Это была первая директива Советской власти, объявляющая массовый террор не классу, не группке населения, но целому народу. «Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью». (Известия ЦК КПСС 1989 № 6 с. 177-178) Сохранились свидетельства страшных массовых расстрелов. Почти в каждой станице, на каждом хуторе покажут на окраине яму, в которой лежат расстрелянные станичные старики, священники, георгиевские кавалеры, женщины, дети. Плакат «расстрел мирных граждан, заложников в могильной яме», нарисованный многослойной тушью, заставляет вспомнить страницы «Тихого Дона», посвященные взятию и расстрелу стариков хутора Татарского, рассказ старичка-старообрядца, сочуственно относящего к советской власти, но возмущенного деятельностью Букановского комиссара Малкина: «Собирает с хуторов стариков, ведет их в хворост, вынает там из них души, телешит их допрежь и хоронить не велит родным…» Опубликованные недавно документы показывают, что художники Донотоса, находившиеся в Новочеркасске, отрезанном фронтом от Нижнего Дона, получающие отрывочные сведения о положении в нижнедонских станицах, ничуть не сгущали краски. Надо учесть еще, что в относительно богатые казачьи станицы пришли озлобившиеся за несколько лет войны низы городского населения, еще с 1905 года затаившие ненависть к казакам. Изначально для этих людей человек в лампасах был смертельным врагом. Директива говорила и о конфискации всего хлеба, за исключением продовольственного и посевного минимума. Этот пункт выполнялся и перевыполнялся и давал в руки Донской пропаганды неотразимый аргумент – к хлебу у казаков, воинов-хлеборобов, всегда было особое отношение. Плакаты, подобные представленному нами оригиналу «Окровавленные большевистские щупальцы уже покушаются на донские хлеба…» должны были оказывать на казаков мощное психологическое воздействие. Плакат сопровождался призывом: «Донцы! Все на защиту хлеба вашего от паразитов рода человеческого!» По лаконизму и выразительности это один из самых ярких плакатов антибольшевистского движения. Вместе с хлебом из станиц угоняли скот, лишая таким образом жителям возможность прокормить себя и свои семьи до весны. Оригинал плаката «Угон скота из станиц большевиками» красочно показывает варварское разграбление станиц. Это один из самых ярких и авангардных плакатов, из известных нам, сделан рукой несомненно сильного и смелого художника, стилизован под народный лубок, под лицевую летописную миниатюру с нарочито грубыми, искаженными, крупными фигурами моряков-большевиков и почти иконописными фигурками казаков стариков и женщин.
Восстание началось в хуторе Шумилине Казанской станицы, в котором стоял небольшой, из двадцати человек, отряд ВЧК. Ночью казаки, доведенные до отчаяния постоянными грабежами, насилиями и издевательствами, уничтожили спящих чекистов.. Восставшие казаки с присоединившимися к ним казаками соседних хуторов, вооруженные охотничьими ружьями, косами, вилами утром 26 февраля 1919 года ворвались в Казанскую станицу и уничтожили местный гарнизон. Изображенный на одном из плакатов казак Иван Тимофеевич Колычев как раз и был одним из организаторов восстания в соседнем с Шумилиным хуторе Калиновском На рисунке «Казаки изгоняют Красную гвардию из станицы» (бумага, акварель, гуашь, карандаш) сцена разгара казачьего восстания передана чрезвычайно достоверно и убедительно. Уже упоминаемый нами Шолоховский старик-старообрядец в двух словах дал причину казачьего восстания лучше, чем многие исторические труды, посвященные социальной ее подоплеке: «Расстреливали людей. Нынче одного, завтра, глядишь, другого… Кому же антирес своей очереди ждать?»
Уже к началу марта была сформирована повстанческая армия под командованием подъесаула В.Н.Кудинова, героя «Тихого Дона» и реального, живого человека, уже в 60-е годы написавшего М.Шолохову несколько писем с благодарностью за правду о том времени. Армия насчитывала 15 тысяч шашек. Первой дивизией повстанцев командовал по Шолохову Григорий Мелехов, на самом же деле его прототип, хорунжий Ермаков. Долгое время восставшие казаки вели борьбу на два фронта, в фактическом окружении, против превосходящих сил красных – с юга на них развернулся Донской фронт, с севера наступали красные Хоперские и Воронежские полки, моряки Черноморской и Азовской флотилий, курсанты, интернациональные части. Но восстание верхнедонцев облегчило и положение Донской и добровольческой армий, сдерживающих натиск на нижний Дон, сердце русской контрреволюции. Одной из бригад, наступавших с юга на красных, командовал генерал Терентий Михайлович Стариков, казак Екатерининской станицы и участник первого восстания в 1918 году на Дону. Он пользовался, как генерал из казаков, большой популярностью на Дону, его любили казаки, знавшие его по фронтам Первой мировой войны. Именно этим можно объяснить появление плаката, изображаюшего генерала Старикова в окопах во время боя. В фондах есть два варианта этого плаката – в акварели и пастели. Это свидетельство поиска цветовых решений неизвестным художником.
15 апреля командованию Донской армии удалось наладить авиационную связь с нижним Доном. На первом самолете, перелетевшем через линию фронта, прилетел из штаба Донской армии казак Вешенской станицы, сотник Петр Богатырев. Прилет этого самолета и посадка его на хуторе Синигин красочно описана Шолоховым. Плакат Новочеркасской художницы А.Н. Кучеровой, создавшей целую художественную летопись гражданской войны на Дону, «Светлый вестник из Новочеркасска», изображает именно это событие, поднявшее боевой дух казаков. Художница А.Кучерова играла достаточно заметную роль в художественной жизни Дона. Известно, что именно ей и крупнейшему донскому художнику того времени Митрофану Борисовичу Грекову в 1918 году Донское Управление просвещения доверило оформлять созданное по заказу Атамана П.Н.Краснова уникальное богато иллюстрированное географическое и этнографическое описание земель войска Донского.
Бои шли с переменным успехом, казаки отходили к Дону, за Дон, оставляя свои станицы и хутора. Красная артиллерия разрушала их, карательные отряды сжигали дома казаков- повстанцев. Тянулись мимо развалин подводы беженцев, уходящих, по казачьему выражению, «в отступ». На клеймах плаката «Дон у Мигулинской станицы» (бумага, акварель, картон) с фотографической точностью изображен этот период восстания. Если прочие плакаты создавались художниками по отрывочным сообщениям, собираемым Донотосом, то в этом плакате, полном мелких деталей и подробностей, чувствуется зоркий взгляд очевидца событий. Это наиболее документальный плакат.
25 мая конная группа генерала Секретева прорвалась с юга к восставшим, ликвидировав красный Донской фронт. Это событие ярко и образно проиллюстрировано рисунком «Соединение с верхнедонцами» (бумага, цв. карандаш). Этот плакат заставляет вспомнить древние иконы Страшного суда – Грозные языки пламени, символизирующие Донское восстание, пылающие в нем «грешники» – красноармейцы и светлые массы людей, устремившихся навстречу друг другу.
На обороте плаката « Угон скота из станицы» простым карандашом неизвестный художник набросал эскиз, на котором крохотную фигурку уродливого красноармейца окружили со всех сторон казаки различных войск, добровольцы армий Деникина, Колчака, Юденича. Такого плаката нет в нашей коллекции, но его окончательный, в красках, вариант, воспроизведен на монтажном учебном плакате, посвященном истории Октябрьской революции, изданном нашим музеем в 1927 году (Автор – знаменитый художник Родченко). Репродуцирование белого плаката, в эти годы достаточно редкая вещь. Оно сопровождалось язвительной фразой о том, что так вот белогвардейцы изображали неизбежность краха Советской власти, но случилось все наоборот. Однако, во время, когда создавался этот плакат, весной 1919 года, победа казалась близка и казакам и Добровольческой армии. Фронт красных, сметенный восстанием, трещал, уже недалека была знаменитая директива Деникина о походе на Москву…
Остается заметить, что, несомненно, плакатное искусство Дона находилось на более низкой ступени развития, чем плакатное искусство в центральном Осваге, художники которого создали ряд ярких плакатов, и уж конечно, ниже, чем ярко расцветающее Советское плакатное искусство. Изображения плакатов Донотоса – среднее между плакатом, лубком и журнальной иллюстрацией. Но у художников Донотоса и не было цели рисовать классические плакаты. Им надо было оперативно и в форме доступной для простых казаков, дать зрительный образ происходящих событий, ведь образ, как известно, сильнее фактов. Графические листы Донотоса не обязательно могли идти в печать, часть из них могла быть выставлена в витринах Донотоса в крупных городах и станицах Дона. (О подобных витринах Освага часто вспоминают мемуаристы, возможно, порой совмещая Осваг и Донотос, как параллельные организации). Несмотря, что некоторые плакаты выглядят, как детские рисунки, ошибочно полагать, что рисовали их непрофессионалы. Стилизованная наивность – модный в то время изобразительный прием- использовался при создании профессиональных лубочных картин, плакатов (вспомним работы Маяковского, обладавшего незаурядной художественной техникой) Интересно обращение художников к определенным архетипическим символам, к образам древних икон, религиозных народных картин, хорошо известных жителям Дона.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 8 [только новые]


сотник




Сообщение: 151
Зарегистрирован: 13.08.08
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.11.09 22:52. Заголовок: Петрович ну ты выдал..


Петрович ну ты выдал

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
войсковой старшина




Сообщение: 1111
Зарегистрирован: 08.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.11.09 23:51. Заголовок: Впечатляющий материа..


Впечатляющий материал!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 113
Зарегистрирован: 17.12.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.11.09 10:00. Заголовок: парась пишет: Петро..


парась пишет:

 цитата:
Петрович ну ты выдал


Пораньше не мог? Я бы эти плакаты в фильм вставил....

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
сотник




Сообщение: 152
Зарегистрирован: 13.08.08
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.11.09 17:05. Заголовок: пораньше он не мог к..


пораньше он не мог как из музея проста так не возьмешь

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 114
Зарегистрирован: 17.12.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.11.09 17:48. Заголовок: очеь жаль :sm51: ..


очеь жаль

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
хорунжий




Сообщение: 167
Зарегистрирован: 07.11.07
Откуда: РФ, МО г. Чкаловский
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.12.09 22:00. Заголовок: Козьма Фирсович Крючков в плакате и лубке. Часть 1.



Образ казака в русском военном лубке и плакате.
В коллекции Государственного центрального музея современной истории России хранится более 5 000 лубочных картин и плакатов, изданных в России в годы военных событий и посвященных преимущественно боевым действиям. Это лубочные картинки русско-японской (1904-1905 гг.) и Первой Мировой (1914-1918) войн, плакаты Гражданской войны (1917-1921 гг.) и Великой Отечественной войны. Значительная часть событийных лубков, агитационных и пропагандистских плакатов или прямо посвящены, или упоминают о таком локальном и уникальном явлении в истории России, как казачество. В данной работе мы попытаемся проследить за изменениями в характере таких упоминаний, символике и образном строе изображений, определить причину интереса издательств и художников именно к представителям этой этносоциальной группы русского народа.
Основная источниковая база работы- коллекция лубков и плакатов ГЦМСИР. Ссылки на конкретные экспонаты даются с указанием номеров Главной инвентарной книги. Иллюстрированный каталог «Лубочная картинка и рекламный плакат Первой Мировой войны» издан музеем, именно работа над этим каталогом и подготовка научных каталогов лубков и плакатов русско-японской и гражданской войн и позволила проанализировать и систематизировать достаточно масштабный вербальный и статистический материал.
Изданий, посвященных истории лубочной картинки и плаката не так уж много. Одним из лучших и всеобъемлющих каталогов советского плаката является книга Б.В.Бутник-Сиверского «Советский плакат Гражданской войны» , аннотирующий почти все печатные, малотиражные и не пошедшие в печать агитационные произведения советской графики 1918-1921 годов.
В последнее время возникла пока еще не очень обширная литература по истории, искусствоведческому и смысловому анализу произведений искусства периода великих войн и революций. Это, в первую очередь, многочисленные исследования Н.И.Бабуриной по истории русского – советского плаката, работы Л.В.Родионовой по истории русской печатной лубочной картинки Первой Мировой войны.
Термины "плакат" и "лубочная картинка" полностью не определены до сих пор. Принято говорить, что изображение плаката крупнее, рисунок лубка более многофигурен и дробен, лубок имеет пространную текстовую часть, лубок стилизован под народный рисунок. Но, очевидно, что такую дефиницию нельзя провести, исходя только из размера или из количества текста на листе или по стилевым особенностям, как определяют их ныне художественные словари. Однажды мы уже пытались определить тонкую грань между двумя видами печатной графики, исходя из философской и культурологической концепции А.Ф. Лосева - по виду применяемого или достигаемого художником образа. А именно – лубок, как правило, либо схематичен, то есть выражает только внешние проявления предмета или явления. Карикатура, а следовательно и сатирический лубок аллегоричны, а плакат всегда должен нести в себе ту или иную долю символизма. Но, впрочем, из этого вывода тоже могут быть исключения, и проблема точного определения лубка и плаката, особенно для позднейших экспонатов, листов второй половины ХХ века, остается открытой.
Лубочная картинка известная в России с ХVI столетия, выработала и законсервировала свой стиль, свой художественный язык, связанный с ранним ее бытованием, как народной ремесленной ксилографии. Со второй половины ХIХ века лубок тиражируется литографически по рисункам профессиональных художников, стилизованных под народный наивизм.
Собственно плакат, сформировавшийся в Европе к концу ХIХ века, в первое десятилетие ХХ столетия распространяется и в России. До февраля 1917 года практически весь русский плакат - рекламный. В частности, плакат Первой мировой войны - плакат, рекламирующий военный заем русского правительства. Собственно политический плакат появляется в России летом-осенью 1917 года и связан с выборами в Учредительное собрание.
Исходя из своих различий, лубочные картинки и плакаты имеют различную классификацию. Существует несколько различных систематизаций лубка. Нами при работе над каталогом выработана следующая систематизация: лубок военно-событийный (в том числе и художественные стилизации под лубок ранних периодов;) лубок сатирический и лубок портретный. Данная систематизация действительна только для военного лубка, "гражданский" - религиозно-нравоучительный, пейзажный ит.д. лубок имеет свои особенности. Что касается плаката - в классическом труде Бутник-Сиверского дана оптимальная систематизация такого чрезвычайно сложного явления, как плакат военного периода. Автор подразделяет плакаты на плакаты по вопросам внутренней и внешней политики, военные, хозяйственно-промышленные, кооперативные и торговые, продовольственные, сельскохозяйственные, культурно-просветительные, санитарно-просветительные и медицинские, культурно-просветительную рекламу.
Лубочная картинка изготавливалась и тиражировалась в типолитографиях, расположенных в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, Харькове, Одессе, Казани. Главным источником информации для лубка были сообщения прессы - телеграммы РТА, военных корреспондентов. Налаженная система позволяла реагировать на события достаточно оперативно, даже учитывая сложности прохождения через военную цензуру. Источником изобразительной информации были фотографии, зарисовки фронтовых художников, а, зачастую, фантазия художника-лубочника. Некоторые художники, например А.Апсит, Н. Богатов, сами побывали на фронтах в составе военно-художественных экспедиций или как военнослужащие. Издательствами активно изучался и учитывался спрос потребителей, поэтому в целом художественная печатная продукция может быть определенным срезом интересов средних и низших слоев русского общества. Надо учесть, что задача политической пропаганды в меньшей мере стояла перед художником-лубочником, чем перед позднейшим плакатистом. Особенно это чуствуется в лубке русско-японской войны, в котором темы поражений русской армии почти равнозначна теме побед и подвигов.
Что касается бытования лубка - статистикой и этнографией фиксируется активное потребление лубочных картинок низшими и средними слоями русского общества - и в городе и деревне, в различных регионах Империи батальный лубок использовался даже в просветительских и пропагандистских целях, например, при занятиях с молодыми солдатами.
Следует заметить еще, что коллекция лубка Первой Мировой войны, собранная Музеем современной истории, имеет свои хронологические особенности. В этой коллекции подробно освещены лишь события на Западных фронтах за 1914-начало 1915 гг. и события на Кавказском фронте за 1915-1916 гг. По прочим войнам плакаты и лубки охватывают весь хронологический период.
Объект плаката - русское казачество к началу ХХ столетия стало особым замкнутым сословием Российской Империи, проживающим на землях 11 казачьих войск, имеющих льготы по налогообложению и землепользованию, широкое самоуправление на станичном уровне, но обязанным практически пожизненной военной службой. В своей истории казачество прошло период относительно независимого от России существования, период отчаянной борьбы за сохранение прежних устоев (восстания Булавина, Разина, Пугачева). Фактически, за несколько столетий казачество сформировалось в особую этно-социальную группу в составе русского народа.
Казаки формировали конные полки в составе кавалерийских или отдельных казачьих дивизий, пехотные (пластунские) батальоны на Кавказе, и даже несколько флотских экипажей. Отношение жителей центральных регионов к казакам было достаточно противоречивым. С одной стороны, исторически казаки выражали в народном мировоззрении исконную мечту о воле, молодчестве - то, что ранее выражалось идеей богатырства. Этот романтический ореол несколько потускнел после активного использования казачьих подразделений наряду с армейскими при ликвидации аграрных и рабочих беспорядков. По понятным причинам, особо отрицательно относилась к казачеству либеральная интеллигенция. Революция, упразднившая сословия, по идее должна была упразднить и казачество. Однако, новые власти, люто ненавидевшие казаков, вынуждены были считаться с особенностями быта и сознания воинов-пахарей. Был и кровавый геноцид, было и обращение к беднейшему "трудовому" казачеству. О воинской доблести казачества вспомнили перед самой Великой Отечественной войной.
Первым по хронологии комплексом печатной графики в собрании ГЦМСИР является комплекс лубочной картинки периода русско-японской войны 1904-1905 годов. Этот комплекс включает 311 видов лубков различных издательств за период с февраля 1904 года по май 1905 года. Из них казаки упоминаются всего 52 раза, из них 28 раз в заголовках лубков, 29 раз в текстах ( как правило, в информационных сообщениях). Русско-японская война имела определенные особенности. Это была первая война за 25 мирных лет (после русско-турецкой войны 1877 г.) Это была война с незнакомым противником на чужой территории, на громадном удалении от центральной России. Это была во многом непривычная для России морская война, война с активной боевой работой противоборствующих флотов.. Лубки, рассказывающие о флоте и моряках, составляют основную часть печатной продукции. Моряк стал и символом важнейшей и наиболее яркой операции русских вооруженных сил – героической обороны Порт-Артура. Понятия, связанные с активностью флота (моряк, матрос, адмирал, корабль, флот) упоминаются более 100 раз. Сухопутные действия, как обычно, начали казаки – казаки восточных войск, составлявшие «завесу» на границе с Кореей и первыми вступившие в боевой контакт с наступающими японскими частями. Одним из наиболее упоминаемых русских полководцев был генерал-майор Павел Иванович Мищенко, командир Забайкальской казачьей бригады, проведший несколько конных рейдов в глубокие тылы японской армии – в марте 1904 в Корею, в июне под Дашичао и Ялу, в декабре 1905 года под Нью - Чжуан. Локальные победы казачьих отрядов вызывали, как правило отклик прессы и, соответственно, производителей лубков. Имя генерала Мищенко упоминается в лубочных картинках 21 раз – более упоминается, пожалуй, только главнокомандующий на Дальнем Востоке генерал от инфантерии А.Н. Куропаткин ( 51 упоминание). При анализе лубка Русско-Японской войны надо учитывать, что только в эту войну издавались портретные лубки с групповым изображением героев и видных деятелей войны. Например, на двухчастном лубке « Герои и выдающиеся деятели войны с Японией» изданном в 1905 году литографией товарищества И.Д.Сытина , были представлены до 50 портретов полководцев, рядовых солдат, гражданских лиц, отличившихся в этой войне, из них 9 офицеров и рядовых казачьих полков, в том числе известный военный педагог и писатель, начальник казачьей разведки сотник В.Ф.Фон-Эксе, есаул А.А, Карагеоргиевич, брат короля Сербии, добровольно ушедший на войну в составе казачьего полка, (к этому времени в казачьих частях проходило службу значительное количество армейских офицеров, не имевших казачьих корней. В ряде случаев такие офицеры приписывались к казачьим станицам и оказачивались, как это и произошло с В.Ф.фон-Эксе), вахмистр Жилин, отличившийся в борьбе с китайскими разбойниками – хунхузами, хорунжий Секретов, урядник Беломестов, спасший на поле боя несколько раненых офицеров и солдат. Итак – большая часть упоминаний о казачестве – иллюстрированные информационные сообщения об успешных боевых действиях казачьих отрядов, подвигах отдельных казаков . Особого вгнимания заслуживает сатирический лубок – попытка аллегорического, а в ряде случаев и символического осмысления событий войны. Казакам посвящено 5 таких лубков (из 36 ). Все эти лубки посвящены превосходству казаков, как представителей русского народа и русской армии, над японцами. Некоторые лубки напрямую отсылают нас к событиям столетней давности – наполеоновская пресса запугивала в 1812-13 годах жителей Европы образом казака-людоеда, и вот русский же лубок , изданный в 1904 году издательством Русского товарищества печатного и издательского дела «Завтрак казака» , показывает казака, пожирающего японских солдат. Подразумевалось, что такие лубки должны вызвать у населения чувство уверенности в победе над Японией. Интересно, что часть стихотворных текстов для лубков, в том числе и для лубка « Боевая песенка Донцов» , написана В.Г. Гиляровским, писателем и журналистом, воевавшим в русско-турецкую войну в казачьем батальоне на Кавказе и гордившимся своим происхождением из запорожских казаков. Некоторые подобные лубки композиционно уже близки к зарождающемуся плакату.
В коллекции ЦГМСИР хранится более 500 видов лубочных картинок и плакатов, изданных в разных городах Российской Империи в годы Первой Мировой войны (1914-1918 гг.). Впрочем, в самих лубках использовалось название «Великая война», «Великая Европейская война» или «Вторая Отечественная война»Из этого общего количества в заголовках событийных лубков казачество упомянуто более 50 раз, в контексте более 80 раз . Практически на всех крупных батальных лубках общего плана в массе русской армии различимы всадники в лампасах. Казакам посвящено 12 сатирических лубков и 7 портретных лубков. (При подсчете упоминаний учитывались ключевые слова «казак», «казачий» а так же упоминание специфических казачьих званий – «приказный, хорунжий, сотник, есаул и т.д.) Основные темы таких лубков – индивидуальные или массовые подвиги казаков (изображение подвига), ведение боевых действий казаками, портреты казаков-героев, обобщенно-символическое изображение казаков в сатирическом лубке. В первые дни войны возникло своеобразное социокультурное явление, названное впоследствии либеральными критиками «козьмакрючковщина» Под этим термином объединялся взрывной выпуск громадного количества изделий массовой культуры – лубков, промышленной графики, народных промыслов, эстрадной песни – посвященной подвигу донского казака, приказного 13 Донского казачьего полка Козьмы Фирсовича Крючкова. Из общего количества лубка собрания ГЦМСИР ему посвящены 48 лубочных картинок и две календарных стенки (особый утилитарный вид лубка). В один из первых дней войны, когда армия была еще не отмобилизована и первоочередные полки Западных округов растягивались по границам тонкой линией завесы, разъезд из пяти человек под командой приказного Крючкова наткнулся на большой, около 30 человек, немецкий разъезд. Отправив одного казака с донесением к командиру, Крючков атаковал немцев и в недолгом бою, уничтожив до половины немецкого разъезда, обратил их в бегство. Тяжело раненый, он самостоятельно вернулся в полк и был награжден первым за эту войну Георгиевским крестом. Буквально через несколько дней его фотографии появились в газетах, а перерисовки с фотографий и сцены боя четырех казаков с тридцатью немцами стали главным сюжетом лубков первых военных дней. В качестве текста использовались информационные сообщения, поздравительная телеграмма Верховного Главнокомандующего Атаману Войска Донского. Особенно интересен по текстовой части лубок «Геройский подвиг Козьмы Крючкова, изданный литографией торгового дома «А.П.Коркин, А.В.Бейдеман и К». В нем приведено со всеми грамматическими ошибками подлинное письмо Козьмы Фирсовича из госпиталя к родным, перехваченное ушлыми журналистами «Донских областных ведомостей» В позднейшем сатирическом лубке Козьма Крючков становится символом русского воина, лихого, бесстрашного, непобедимого. Подобный лубок создал будущий основоположник советского плакатного искусства Дмитрий Моор , которому и впоследствии не раз приходилось обращаться к образу казаков. В нескольких лубках изображены и боевые друзья Крючкова – Василий Астахов, Иван Щегольков и Михаил Иванков. Интересно, что в лубках, посвященных крупным сражениям несколько раз отмечается участие в сражении Козьму Крючкова. К концу войны Крючков стал младшим офицером, участвовал в Гражданской войне и погиб в бою под Воронежем. В «Тихом Доне» М.Шолохова выведен в целом отрицательный образ Козьмы Фирсовича, хотя в большей части воспоминаний он предстает очень скромным, порядочным человеком. Отмечены в лубочной картинке подвиги казаков Филиппа Приданникова, Гумилова и Лавина, сотника Боткина. Чаще всего казаки упоминаются в сатирическом лубке, фактически являясь символами русского воина вообще. В целом, можно говорить о том, что в новейшее время образ на казачество спроэцировался образ русского богатыря средневековья – в ряде лубков есть прямое сопоставление казаков и богатырей, ряд стихотворных текстов выдержан в духе былин. Подобное сопоставление известно фольклористам с XVII столетия, так в северных былинах Илья Муромец становится постепенно из богатыря - дружинника киевского князя «старым казаком». В общем ряду выделяется картинка художника-мирискуссника Е.Нарбута «Казак и немцы», изданная акционерным обществом «Биохром». Этот лубок, как и другие лубки этого издательства – тонкая и красивая стилизация под начало XIX столетия, летучие листки 1812 года. Интересно, что авторы первых русских плакатов – крупные русские графики и живописцы, создававшие в 1916-1917 годах рекламные плакаты государственного военного займа, не обращались и разу к образам казаков. Казак остался одним из главных героев уходящего искусства лубка.
Революция и начало Гражданской войны изменили коренным образом не только жизнь русского народа, но и стилевые особенности печатной агитационной графики. Плакат повсеместно вытеснил лубок, хотя и взял себе очень многое из лубка. Особенность коллекции плакатов 197-1921 годов, собранных ГЦМСИР – наличие в ней более 40 плакатов, изданных антибольшевистскими силами на Юге России. Плакаты поступили в 1936 году в музей из собрания Донского Архива Октябрьской революции. В годы гражданской войны на Юге России действовало две главных издающих организации – Осведомительное агентство (ОСВАГ) при командовании Добровольческой армии (с февраля 1919 года отдел пропаганды при Командовании Вооруженных сил Юга России) и Донской отдел осведомления (Донотос) при Донском Атамане и правительстве Всевеликого Войска Донского. Само собой, казаки являются главными героями плакатов Донотоса, но часто упоминаются и в плакатах ОСВАГА. Наиболее значимой группой плакатов является серия портретов военных и политических деятелей антибольшевистского движения, издаваемая ОСВАГОМ. Это однотипные портреты, по большей части выполненные художником В. Рудаковским. Из казачьих деятелей в этой серии присутствуют первый выборный Атаман Донского войска А.М.Каледин, товарищ Атамана, «Донской Златоуст» М.П.Богаевкий, убитый в начале 1918 года большевиками, командир казачьего корпуса генерал А.Г.Шкуро, донской Атаман А.П.Богаевский. Плакаты и графические листы Донотоса, имевшие примерно те же функции, что и Петроградские и Московские «Окна РОСТА», иллюстрируют основные события жизни и вооруженной борьбы Донского казачьего войска в 1919 году. Большая часть из них, в частности работы художницы А.Н.Кучеровой, в целом реалистичны, но по способу исполнения и изобразительному ряду более напоминают старый лубок. Особенный интерес представляет серия, посвященная восстанию казаков Верхнего Дона против большевиков в феврале 1919 года. На крупных графических листах казаки показаны либо как жертвы большевистского террора – в основном женщины и дети, либо как отважно сражающиеся за свою землю вооруженные землепашцы.
Сложнее обстоит ситуация с образом казака в советском плакате. С одной стороны, казачье сословие с сословными признаками и привилегиями должно было быть ликвидировано, как и прочие сословия империи, еще в 1917 году. С другой стороны, казаки были серьезной силой. В конце 1917 года именно на казачьих землях, при отрицательном отношении массы казаков-фронтовиков начали формироваться силы контрреволюции. Казаки (войска Донского ревкома и Кубанская Красная гвардия) сами вытеснили Добровольческую армию, свои, казачьи подразделения с казачьих земель, пустили красную гвардию и вскоре были вынуждены, спасая свои жизни, восстать против власти революционных комитетов, развязавших немотивированный террор против казачества. Тем не менее, в Красной армии воевало достаточное количество беднейших казаков под командой казачьих же командиров – Б.М.Думенко, Ф.К.Миронова, А.И.Автономова, И.Л.Сорокина. Слово «казачий» входило наряду с «рабочий, крестьянский и солдатский» в название высшего органа власти Советской республики. Главной задачей Советского плаката 1918-1921 годов было привлечение беднейшей и средней прослойки казачества на сторону Советской власти. Пожалуй, только в одном плакате : «Зверство красновско-белогвардейских казачьих банд при занятии города Борисоглебск» , изданного Борисоглебским райкомом в 1919 году, имеется однозначно негативный образ казака. Для прочих плакатов характерен показ двойственности положения казаков, находившихся между двумя сражающимися лагерями. Из семи советских плакатов, обращенных к казачеству, три, в том числе и легендарный плакат «Казак, ты кем? С нами или с ними?» создал легендарный художник Дмитрий Стахиевич Моор. Упомянутый плакат интересен тщательностью прорисовки фигуры рядового казака, стоящего в раздумье между пролетариатом и буржуазией в полной выкладке, с полным комплектом оружия. Моор же создал плакат совершенно другого плана –« Казак, ты бил царей и бояр, сбрось боярина Врангеля в Черное море» . Плакат стилизован под ранний русский лубок, хорошо известный казакам, особенно казакам-староверам и отсылает напрямую к временам казачьих восстаний XVI-XVII веков. Интересно, что известная советская пресса этого же периода занимала крайне резкую и непримиримую позицию по отношению к казачеству.
Кончилась Гражданская война. Слово «казак» фактически оказалось под запретом, по крайней мере, в советском плакате оно впервые после гражданской войны появляется в 1932. Но близилась новая война. В 1936 году оставшимся в живых казакам разрешили службу в Красной армии, были созданы Донские, Кубанские, Терские казачьи дивизии. И эти казачьи части вступили 22 июня 1941 года в Великую Отечественную войну. Изображение казаков в плакате и лубке Великой Отечественной войны во многом продолжает традиции Первой мировой и Гражданской войн. Непосредственно казачьи части и их командиры упоминаются в 5 плакатах и 3 окнах ТАСС военного периода. Имеются интересные закономерности. Плакаты, посвященные казакам скорее напоминают традиционные лубки. Таков лубок к тому времени уже старого, прославленного баталиста М.И.Авилова, кстати, работавшего и в годы первой Мировой войны «Клятва казаков перед Доном» , выдержанный в традиции позднего профессионального реалистического многочастного лубка-повествования. Интересно, что на этом лубке подчеркивается наличие у пожилых казаков-фронтовиков дореволюционных наград – Георгиевских крестов. Таков и лубок продолжателей старой традиции братьев Аладжаловых «Генерал Доватор», посвященный легендарному командующему Гвардейского кавалерийского корпуса Кубанских казаков, героически погибшему под Москвой. Среди малотиражных «Окон ТАСС» продолживших традицию «Окон РОСТа», выделяются листы П.П.Соколова-Скаля, посвященные кубанским казакам , серия работ художника-баталиста А. Пржецславского. Имеется и еще одна интересная особенность плакатов этого времени. Хотя в Красной, а позднее в Советской армии были и неказачьи кавалерийские части, на всех плакатах и лубках, с изоражением боевых эпизодов отличительным признаком красного конника стали алые лампасы или черкеска с кубанкой. Надо помнить, что плакаты, посвященные подвигам советских казаков были необходимы еще и в связи с попытками немецкого командования создать казачьи части в составе вермахта. Пропагандистские плакаты немецкой стороны встречаются в литературе, но не отложились к музейной коллекции
Плакат и лубочная картинка безусловно влияли на формирование образа казака в массовом сознании, но и черпали свои источники именно из сложившегося уже массового сознания. Если лубок имел в основном информационную функцию, то плакат формировал так называемый «стратегический образ», то есть демонстрировал то, каким должен быть персонаж и какое к нему должно быть отношение. Важность изучения такого источника, как плакат, в том числе и статистический анализ плаката, необходим именно для понимания особенностей общественного сознания, роли тех или иных явлений. Анализ же плаката, посвященного казачеству, показывает, насколько тесно связано казачество русским народом и русской государственностью, насколько велика роль казаков в истории нашего Отечества.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
войсковой старшина




Сообщение: 1120
Зарегистрирован: 08.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.12.09 22:06. Заголовок: А у меня есть два ор..


А у меня есть два оригинальных лубка из этой серии - третий и четвертый справа!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
войсковой старшина




Сообщение: 1138
Зарегистрирован: 08.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.09 22:10. Заголовок: http://scarb.3bb.ru/..


http://www.scarb.ru/index.htm

На сайте Казачьего клуба Скарб, в разделе "Фотогалерея", подраздел "Донские казаки" - подборка редких и малоизвестных фотографий Кузьмы Крючкова.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 154
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Geo Visitors Map