Внимание! На форуме запрещено оставлять сообщения оскорбительного, нецензурного, порнографического характера и сообщения экстремистской направленности, угроз и призывов к межнациональной розни. Такие сообщения будут удаляться, а участники форума оставляющие такие сообщения будут блокироваться. Также напоминаю об уголовной ответственности за сообщения такого характера. Администратор.



АвторСообщение



Сообщение: 81
Зарегистрирован: 07.05.07
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.05.09 21:49. Заголовок: ОТКУДА ВЫ РОДОМ, ЧЕЛДОНЫ?


Помню, в далеком детстве, когда мы жили на Крайнем Севере, соседи называли родственников моей мамы челдонами, или чалдонами. Даже дразнили - мол, челдоны не любят работать, зато любят пить много чая. Но кто такие челдоны и что означает это слово, толком никто не знал. Правда, высказывали догадку, будто существовал в старину какой-то особый народ. В словаре русского языка я слово "челдоны" не нашла. Не могли бы вы рассказать о них?
Елена ДЕМИНА. Назарово.
Собственный корреспондент "Красноярского рабочего" Юрий Угольков попросил ответить на этот вопрос читательницы газеты доктора географических наук, профессора Томского государственного университета Алексея Михайловича Малолетко.
В недалеком прошлом в Сибири бытовало слово "челдоны" ("чалдона"), которым русские переселенцы в начале прошлого века именовали сибиряков-старожилов. В одних случаях понятие было чисто этнографическим и относилось к старожилам, в других же использовалось как уничижительное, оскорбительное и обозначало человека недалекого, этакого недоумка, болвана. Сейчас это слово почти вышло из употребления, и его можно услышать только в глухих уголках Сибири. И вряд ли кто уже объяснит происхождение этого слова и время его появления. А оно, это слово, несомненно, отражает какой-то этап заселения Сибири и связано с какой-то группой выходцев из европейской части страны.
Этнографы и лингвисты давно заметили неоднородность культуры русского населения Сибири, которое именовалось челдонами. В ней по разным признакам выделяется два слоя по материальной культуре, стилю и манере пения, выговору. Особенно четко два слоя русских старожилов различают коренные жители Сибири. Селькупы первых пришельцев называли паджо: паджо тыманда - русский пришел, паджо-лака - уважительное обращение к русскому. А казаков селькупы называли касак, касыр-гула... К паджо селькупы относились дружелюбно, к касыр-гула - враждебно.
Записанные в Сибири былины и обрядовые (свадебные) песни выявляют близость их к древнерусскому языку. Особенно показательно, что в Сибири до наших дней сохранилось в песнях слово "комонь". Так когда-то на Руси назывался конь. А в Сибири даже в прошлом веке распевали:
Тут стояли комони,
Все комони под коврами,
Один комонь не подкован.
В "Слове о полку Игореве" (написано вскоре после 1185 года) комони трижды упоминаются и ни одного раза - конь. Но в другом древнерусском эпическом произведении "Задонщина" (написано в 1380-е годы) 17 раз упоминаются кони и только дважды - комонь. Следовательно, к этому времени слово "комонь" уже начало исчезать из русского языка. А в "Сказании о Мамаевом побоище" конь упоминается 17 раз и ни одного - комонь. Выходит, к этому времени слово "комонь", то есть конь, на Руси уже вышло из употребления, и казаки Ермака в 1583 году не могли принести его в Сибирь. Таким образом, какие-то русские принесли это слово задолго до Ермака. Кто это был? Мы уже писали в "Красноярском рабочем" (20 сентября 2002 г.) о первых русских выходцах из-за Дона, которые основали в низовьях Иртыша колонию Лукоморье. Под таким названием эта колония появилась на западноевропейских картах. Русские пришли с реки Самара, где их звали самарами, или паджами. Среди них были Каяловы и Цынгаловы, потомки которых и ныне живут в Сибири. Ушли самары из-за Дона потому, что начались "страшенные войны".
По легендам Каяловых, они пришли в Сибирь за десять поколений (200-250 лет) до Ермака, то есть примерно во второй половине XIV столетия. В это время на юге России шли ожесточенные войны с половцами и татарами, а в 1380 году произошла знаменитая Куликовская битва (Мамаево побоище). Первые русские (самары-паджа) установили добрые отношения с местным населением ("жили с остяками душа в душу"), чем и объясняется уважительное отношение селькупов к русским паджо. Многие паджо вскоре "обостячились" и перешли на остяцкий язык.
С приходом казаков все изменилось. Как писала Галина Ивановна Пелих, известный сибирский этнограф, исследовательница истории Каяловых, обозленное казаками "остячье" стало всех грабить. Не уступали им и казаки, "честному народу житья не стало". Некоторые самары-паджо снялись с места и ушли на восток. Значительная часть их остановилась на Средней Оби у Нарыма, где известны юрты Паджины, Паджинское плесо на Оби, юрты Куяльские, фамилии Каяловы и Цынгаловы. Другая часть ушла по Тыму на территорию нынешнего Красноярского края. Еще лет 70 назад на реке Тым стояла русская деревня Каялова (между инородческими юртами Пыль-Карамо и Лымбель-Карамо).
Не самары-паджо придумали эту кличку и не они разнесли ее по Сибири. В послеермаковское время русское население в Сибири пополнилось выходцами с Русского Севера - с Мезени, Печоры, из Устюга, Перми, Чердыни и других мест. По-видимому, тогда представители второй (послеермаковской) волны русских и придумали кличку челдоны (чалдоны). Она в негативном смысле зафиксирована у русских жителей низовья Оби. Нам известно, что семьи Чердынцевых и Устюжаниных (явные выходцы с Русского Севера!), живущие в Кемеровской области, и старожилы Алтайского края до сих пор употребляют слово "челдон" в уничижительном смысле (балбес, болван, туповатый). Этот смысл слово "челдон" ("чалдон") приобрело в Зауралье, где послеермаковские казаки видели в более ранних русских переселенцах с Дона людей примитивных, занимающихся охотой и рыболовством, забывших земледелие.
Кличку челдон за Енисей занесли казаки второй переселенческой волны. А третья волна переселенцев (рубеж XIX и XX столетий) усвоила эту кличку и распространила ее на своих предшественников - на русское население второй волны. Более того, здесь усилился негативный смысл этой клички. Слово "челдон" в Иркутской губернии стало обозначать разбойника, бродягу, грабителя. Оно образовано от двух компонентов. Первый компонент происходит от древнерусского слова "чело" - самый первый, начальный, второй связан с Доном. Следовательно, челдон - это первый (выходец) с Дона. Эту кличку дали первым русским колонистам (паджо-самарам) казаки ермаковского "призыва", такие же выходцы с Дона, но не первые.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


щирый однодворец




Сообщение: 414
Зарегистрирован: 05.05.07
Откуда: Россия, Мытищи, МО
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.05.09 22:52. Заголовок: Касыр-гула - грозная..


Касыр-гула - грозная сила!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 3
Зарегистрирован: 19.09.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.09.10 22:23. Заголовок: Слышал такую версию ..


Слышал такую версию ЧЕЛ ДОН - человек с Дона

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 90
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Geo Visitors Map