Внимание! На форуме запрещено оставлять сообщения оскорбительного, нецензурного, порнографического характера и сообщения экстремистской направленности, угроз и призывов к межнациональной розни. Такие сообщения будут удаляться, а участники форума оставляющие такие сообщения будут блокироваться. Также напоминаю об уголовной ответственности за сообщения такого характера. Администратор.



АвторСообщение
щирый однодворец




Сообщение: 86
Зарегистрирован: 05.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.08.07 10:11. Заголовок: Орден Иуды


Л. Бердников (Лос-Анджелес)
Кавалер Ордена Иуды

Один известный “патриот” недавно посетовал, что в современной России отсутствует орден Иуды, введенный некогда еще самим Петром Великим. А как было бы здорово увидеть сегодня такой презренный знак на груди какого-нибудь завзятого русофоба, предателя интересов Отечества; ведь страна должна знать не только своих героев, но и своих антигероев! Собственно, таковым и был замысел царя-преобразователя, учредившего сию оригинальную награду для изменника — гетмана И.С.Мазепы (1644-1709).

Хотя сегодня киевские письменники и историки тщатся представить Мазепу ревностным борцом за “самостийность” и “незалежность” Украины, посвятив ему море апологической литературы и весьма тенденциозный фильм “Молитва за гетмана Мазепу”, следует признать, что у Петра были свои, веские причины ненавидеть мятежного малоросса, предавшегося врагам России — шведскому королю Карлу XII и польскому королю Станиславу Лещинскому. Позицию Петра очень точно выразил писатель-эмигрант Владимир Максимов, назвавший имя Мазепы в числе имен, “покрытых несмываемым позором предательства, вероломства, клятвопреступления и измены”.

Предательство это было тем более оскорбительным для Петра, что он до самого последнего момента питал к Мазепе самые дружеские чувства, безгранично доверял (и даже выдавал ему как клеветников всех, предупреждавших царя о готовящейся измене гетмана), жаловал с поистине гарун-аль-рашидовским размахом, сделав его владельцем 120 тысяч крестьян! Мазепа (вторым в империи) был награжден высшей российской наградой — орденом Святого Андрея Первозванного. Петр чрезвычайно высоко ценил свой орден и потому измену Андреевского кавалера воспринял особенно тяжело.

В отличие от высокочтимого Андрея Первозванного, орден Иуды был задуман Петром как анти-орден, как орден-перевертыш, и носить его надлежало вовсе не благородному кавалеру, а, наоборот, — корыстолюбцу и предателю помазанника Божьего, Спасителя России — царя (параллель с проданным Иудой Спасителем-Христом вполне очевидна).

Исполняя поручение Петра, А.Д.Mеншиков отправил в Москву следующее повеление: “По получении сего сделайте тотчас манету серебреную весом в десять фунтов, а на ней велите вырезать Июду, на осине повесившегося, и внизу тридесят серебреников лежащих и при них мешочек, а назади надпись против сего: “Треклят сын погибельный Июда, еже за сребролюбие давится”. И к той манете, сделав цепь в два фунта, пришлите к нам на нарочной почте немедленно”.

Петр намеревался надеть эту увесистую “манету” на шею предателя, а затем примерно вздернуть его на виселице. Но планам царя не суждено было сбыться: бежавший вместе с Карлом XII в Османскую империю Мазепа в августе 1709 года испустил дух в турецкой крепости Бендеры. Царю пришлось ограничиться лишь преданием имени Мазепы анафеме и публичным надругательством над его портретом.

Но история со злополучным орденом на этом не окончилась. Совсем скоро его получил из рук Петра шут-князь Юрий Федорович Шаховской. Причем спровоцировал на это царя сам Шаховской. Вот пространное свидетельство датского посланника при российском дворе Юста Юля от 1 декабря 1709 года: “Царь рассказывал мне, что этот шут — один из умнейших русских людей, но при том обуян мятежным духом, когда однажды царь заговорил с ним о том, как Иуда-предатель продал Спасителя за 30 серебряников, Шаховской возразил, что этого мало, что за Христа Иуда должен был взять больше. Тогда в насмешку Шаховскому и в наказание за то, что он, как усматривалось из его слов, казалось, тоже мог продать Спасителя, если бы он жил в настоящее время, только за большую цену, царь тотчас же приказал изготовить вышеупомянутый орден Иуды”. Простим мемуаристу неточность: царю не пришлось ничего изготавливать наново — он просто переадресовал предназначенный для Мазепы орден своему придворному шуту. С этой наградой Шаховской, как свидетельствуют очевидцы, никогда не расставался и требовал к себе особого почтения.

Слова датчанина о “мятежном духе”, которым был одержим новый кавалер ордена Иуды, справедливы, если обратиться к истории рода Шаховских, чье прошлое вполне сопоставимо с предательством малорусского гетмана. В Смутное время предок нашего шута Григорий Федорович Шаховской служил ненавистному Московии Лжедмитрию I, а затем Лжедмитрию II, и был причастен к знаменитому восстанию Ивана Болотникова, за что был сослан в Кубенское озеро, в пустынь. Летописец метко назвал его “крови заводчиком”.

И позднее князья Шаховские отличались нелояльностью и неверностью царскому дому Романовых. В памяти московитов сохранился язвительный политический бурлеск, представленный двоюродным дедом нашего Шаховского, Матвеем Федоровичем. То была пародия на избрание на царство в 1613 году первого Романова, Михаила Федоровича. Матвей Шаховской играл в этом действе роль самозваного царя и даже держал в руках монарший скипетр, в то время как другие его родичи изображали ближних к “его величеству” бояр и сановников. Подтекст был ясен: “затейным воровским обычаем” (как говорили потом об этом московские власти) бунтовщики старались подчеркнуть, что низкородные Романовы были правителями случайными, а потому вполне могли быть заменены княжеским родом, ну хотя бы таким, как Шаховские.

В 1620 году после официального расследования “о словах и делах Шаховских против монарха” Матвей Федорович сотоварищи были обвинены в “злодействах” и приговорены к смерти. И только благодаря вмешательству патриарха Филарета (отца Михаила Романова) казнь была заменена сибирской ссылкой, продолжавшейся четырнадцать лет. Лишь благодаря покаянию и обещанию “искупить свою вину царской службой”, они были возвращены ко двору. Но “при первых государях из дома Романовых Шаховские не поднимались высоко и только некоторые из них достигали думных (то есть, боярских — Л.Б.) чинов”.

В карьере Юрия Федоровича затейливо переплелись шутовство и всамделишная служба при дворе Петра. Точнее, шутовство воспринималось тогда тоже как разновидность государевой службы. Как об этом точно сказал американский историк Э.Зицер: “Шуты существовали отнюдь не только для царской потехи... эта потеха была по существу демонстрацией харизматической монаршей власти”. Смешение смешного и серьезного, цивилизаторского и варварского было вообще присуще той эпохе.

Считается, что Петр благоволил к шутам оттого, что они помогали ему бороться с невежеством, ленью и самомнением бояр, развенчивать их предрассудки. Не только! И как раз об этом говорит “феномен Шаховского”.

В самом деле, князь Юрий с 1687 года состоял в свите молодого царя, а в 1696 году после счастливой Азовской компании получил при Петре должность камергера. Однако шутовские обязанности Шаховской стал исполнять едва ли не раньше. В начале 1690-х годов, то есть сразу же после учреждения Петром недоброй памяти Всешутейшего и Всепьянейшего собора, где приближенные славили бога вина Бахуса, мы видим князя Юрия в свите царя под именем архидьякона Гедеона — чин довольно значительный, если учесть, что сам Петр в этой шутовской иерархии был протодьяконом. Гедеону было вменено в обязанность вести строгий учет всех участников пьяных сборищ. Для мздоимца Шаховского такая бумажная канитель была особенно прибыльной: как свидетельствует современник, этот шут “наживал от того себе великие пожитки, понеже власть имел писать... из стольников и из гостей, из дьяков, из всяких чинов, из чего ему давали великие подарки”. Говоря современным языком, это от Шаховского зависело, попадут или не попадут в “престижные” записи те или иные участники попоек, и на этом шут хорошо зарабатывал. Рассказывают также, что за деньги он готов был принимать даже пощечины (в прямом смысле), причем и от людей самого низкого звания.

Описывать дикие выходки Всешутейшего собора — этой разудалой “кумпании” забубенных дураков и шутов — мы не будем. Отметим лишь, что участие Шаховского в “всепьянейших” вакханалиях было “знаком особого царского доверия, визитной карточкой тех, с кем государь не только делил свободное время, но и кому давал ответственные поручения”.

Юрий Федорович, как и некоторые другие шуты, служил царю осведомителем и наушником. Подчас шуты выполняли роль знаменитой карающей царевой дубинки. Как пишет Б.И. Куракин в своей “Истории о царе Петре Алексеевиче”, “и когда его величеству на которого министра было досадно и чтоб оного пообругать, то при обедах и других банкетах оным дуракам (т.е. шутам — Л.Б.) было приказано которого министра или которую знатную персону напоить и побить и побранить...”

Куракин дает Шаховскому прозвище “лепень-прилипало”, что характеризует шута, как человека докучливого, навязчивого, въедливого. Возможно, кавалер ордена Иуды и получил свою награду, чтобы доносительством искупить вину своего рода перед Романовыми, потому-то он и вынюхивал “иуд” около трона и доносил о них царю.

Знаменательно, что в 1711 году, то есть через два года после получения ордена, Петр назначил Шаховского на только что созданный пост главного гевальдигера, то есть начальника всей военной полиции России. В подчинении шута-орденоносца оказались военные прокуроры, фискалы и палачи с их зловещими причиндалами: виселицами, кандалами, оковами. Обязанности же его состояли в осуждении и экзекуции предателей, дезертиров, паникеров, а также тех, кто сеял смуту и беспорядки. Так, человек, щеголявший орденом с изображением повесившегося на осине Иуды, возглавил службу, в ведении которой находилось повешение врагов Отечества. А это, понятно, уже не было игривой пародией. Должность Шаховского была в буквальном смысле убийственно серьезной.

Похороны Шаховского 30 декабря 1713 года при всей их помпезности были не серьезными, а скорее шутовскими. Гроб архидьякона Гедеона сопровождали бражники, именовавшиеся “духовными особами” Всешутейшего и Всепьянейшего собора, во главе с князем-кесарем и князем-папой. Так покидал сей мир первый и последний в российской истории кавалер ордена Иуды.

"Народ казаками быть желает!" (Л.Н. Толстой) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


войсковой старшина




Сообщение: 152
Зарегистрирован: 08.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.07 10:23. Заголовок: Re:


Надо бы Хмаре такую медаль выдать.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
старший урядник




Сообщение: 43
Зарегистрирован: 08.05.07
Откуда: Россия
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.07 13:54. Заголовок: Re:


Посмартно!!!!!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
хорунжий




Сообщение: 10
Зарегистрирован: 07.11.07
Откуда: РФ, МО г. Чкаловский
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.07 20:58. Заголовок: Адвокат дьявола.


(В суде инквизиции присутствовал всегда человечек, так называемый «адвокат дьявола», вещающий от имени обвиняемых даже в самых явных случаях.) С Мазепой все ясно. Человек изменил присяге, а присяге изменять нехорошо. Кроме того, Мазепа наступил на те же грабли, на которые мы казаки так часто любим наступать: нельзя нести свободу (как мы ее понимаем) своему народу на чужих штыка – польских, турецких, шведских или немецких. Но все же о гетмане Мазепе. Пару слов в объяснение его действий сказал С.М.Соловьев, историк хотя и несколько либеральный, но в целом, безусловно, объективный и государственный. Позволю себе процитировать основные положения его работы о Мазепе.
Некоторая предистория. Запорожцы и вся Малороссия в составе Царства недавно и предание о вольности живо. Всю вторую половину ХVII столетия войско колеблется. Но,тем не менее, еще в 1705 году гетман еще верно служит Петру и выдает ему послов короля Лещинского. Но все время к нему, правителю Малороссии, сходятся донесения полковников и наказных гетманов о поведении русских войск. «Меня, наказного гетмана,- пишет Прилуцкий полковник Горленко, - с коня спихнули, из-под меня и из под прочих начальных людей кони на подводы забраны» По рукам ходят копии с царских указов о переформировании казачьих слободских полков в драгунские. Вот первый посыл к будущей измене. После этого гетман заводит сношения с поляками, а через них со шведами, но еще очень осторожные. Мало того, попытки склонить его к измене, гетман резко отвергает.
Будущей измене немало споспешествовал невоздержанный на язык и резкий Меньшиков, прямо говоривший при Мазепе о необходимости борьбы с козацкой старшиной. Поляки же поддерживали эти настроения, при удобных случаях сообщая Мазепе о планах Москвы по введению непосредственного царского правления в Малороссии, о притязаниях Меньшикова на гетманскую булаву.
Карл приближается, и Малороссия наполняется Царскими войсками. Казаков привлекают к службе и работам помимо гетманской власти. «Полковники жалуются: Приставы у крепостного строения казаков палками по головам бьют, уши шпагами обсекают, казаки, оставивши дома свои, сенокосы и жнитво, терпят на службе царской зной и всякого рода лишения, а там великороссийские люди домы их грабят, разбирают и палят, жен и дочерей насилуют, коней и скотину и всякие пожитки забирают, старшину бьют смертными побоями». Очевидно, в самом деле имели место эксцессы, связанные с нахождением большого войска на мирной территории. Мазепа колебался, но действия Меньшикова, не считавшегося с установившимся в Малороссии порядком власти, само поведение «полудержавного властелина» (украинские историки рассказывают об инциденте на военном совете в Жолкве, где пьяный Меньшиков таскал Мазепу за усы), подталкивали гетмана к измене. На это наложились еще неуклюжие попытки реформировать устройство козацких полIIков, вызвавшие слухи об «одрагунивании» их. (Подобные слухи держали в напряжении казачьи войска весь ХIХ век, вспомним апокрифический разговор Александра II с Яковом Петровичем Баклановым)
Малороссийская старшина, боявшаяся Петра и мечтавшая о восстановлении безраздельной власти в Малороссии, жестко давила на осторожного Мазепу. Подход войск Карла и неверие в силы Петра дорешили дело измены.
К чести Малороссийского народа и казачества, большая его часть не подняла руки против братского по вере и крови народа на стороне своих давних врагов – поляков и шведов.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 146
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Geo Visitors Map