Внимание! На форуме запрещено оставлять сообщения оскорбительного, нецензурного, порнографического характера и сообщения экстремистской направленности, угроз и призывов к межнациональной розни. Такие сообщения будут удаляться, а участники форума оставляющие такие сообщения будут блокироваться. Также напоминаю об уголовной ответственности за сообщения такого характера. Администратор.



АвторСообщение
щирый однодворец




Сообщение: 334
Зарегистрирован: 05.05.07
Откуда: Россия, Мытищи, МО
Рейтинг: 1
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.09.08 15:33. Заголовок: О казаках в г. Чернь Тульской губернии


Казачьи притоны в Черни существовали очень давно. Наши современные фамилии Кудеяров, Прокудин, Козяевский, Шаталов, Шишков, Шишкин, Балашов; прозвище – Балаш, Сибиряк – это исторические имена атаманов вольных казачьих притонов на Чернской земле в прошлом.

Жили небольшими острожками по глухим лесам. Современный казацкий лес, место отдыха молодежи и народных празднеств, по преданию старожилов, был убежищем вольных казаков. Исстари казачьи острожки располагались у реки Чернь, на правой стороне, вдоль современной дороги по Казачьей слободе к лесу.

Анна Семеновна Мызникова рассказывает, что от стариков ей известно: «В Казачьей Слободе было две церкви».Литва приходила на наши земли до 1494 года и после. Если верить народным преданиям, то казачьи починки (селения вольных) по реке Чернь существовали еще с древнейших времен в удельном Новосильском княжестве, когда и оно (Новосильское княжество) входило в состав Литовских земель. Казачьи острожки – и вдруг две церкви. Откуда они здесь? Не связано ли древнее казачье поселение вольных на правом берегу реки Чернь с возникновением и города Чернь?

В книге А.А.Новосельского «Борьба Московского государства с татарами в XVII веке» приводится грамота (письмо) крымского хана Девлет-Гирея от 1502 года польскому королю Сигизмунду-Августу. В этом письме «Девлет-Гирей говорит о большом полоне и разорении, называет несколько городов (Мценск, Одоев, Новосиль, Белев и Чернь), подвергшихся войне…». И что ему (Девлет-Гирею) от этого разорения (похода) «никакого прибытку нет». Ясно, что Девлет-Гирей требовал у короля Сигизмунда уплаты «поминок» (посулов и обещаний) за разорение Руси, города Черни и других крепостей Московского княжества. Это было еще в 1562 году, а нам известно, что город Чернь возник в 1571 году и расположен на левом берегу реки Чернь.

В книге же И.Беляева «О сторожевой, станичной, и полевой службе на польской Украине Московского государства до царя Алексея Михайловича» (И.Москва 1846 г.) автор пишет, что при царе Иване Васильевиче лет за 15 до 1571 года существовала уже длинная цепь укрепленных городов по всей степной Украине» (пограничной полосе)…

На карте стоит и Чернь с пометкой «города и сторожи за 15 лет до 1571 года». Следовательно, книга и дата доказывают, что Чернь как укрепленный пункт на юге Московского государства, существовала еще в 1556 году.

Возможно, в исследованиях краеведов будут найдены и еще более ранние даты нашего города, ибо Чернь входила в состав Новосильского княжества, а Новосильское княжество упоминается в летописи с 1155 года.

Пора, однако, разобраться в датах, опубликованных в разных пособиях, документах, словарях, очерках.

В 1562 году Девлет-Гирей в письме Сигизмунду-Августу сообщает, что он разгромил город Чернь. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона определено, что город Чернь существует с 1571 года. В книге «Край наш Тульский» авторов В.В.Пенькова и С.М.Стекунова вновь повторяется дата образования города в 1571 году, а А.Г.Зеленецкий в очерке «Чернь» 1850 года («Тульские губернские ведомости» - В.К.) установил новую дату образования города – 1578. При внимательном чтении каждый грамотный человек, прежде всего, поймет, что все даты стоят на своем месте, путаницы никакой нет, каждая дата отражает по-своему исторический момент в жизни нашего города и края. Следовательно, ни одну дату отвергать нельзя.

Разгадку, пожалуй, дает книга «Россия» (Полное географическое описание нашего отечества т.4) под редакцией П.П. и В.П. Семеновых-Тян-Шанских. В этой книге говорится, что город Чернь находится в 5 верстах от станции Чернь – (мы же теперь насчитываем 10 км). Вряд ли географ-ученый в данном случае ошибался. С.Тян-Шанский, очевидно, считал по известным ему документам, что город Чернь первоначально со всеми посадскими дворами располагался на правом берегу реки Чернь, где сейчас располагается Казацкая Слобода. Об этом говорят сейчас и наши старожилы. Но есть еще одно предположение исследователей краеведов, что «Старая Чернь» была частновладельческим городом.

Историк С. М. Соловьев пишет, что города Одоев и Новосиль и укрепленные пункты в них принадлежали князю Михаилу Ивановичу Воротынскому, этому полководцу своего времени, нанесшему малыми силами в 1572 году под Лопасней смертельный удар Девлет-Гирею и тем самым спасшему Русь от нового порабощения. Коли предположить, что Чернь в то время рассматривалась как одно целое с Новосильским княжеством (а это так и было), то естественно, что и все укрепления в Черни тоже принадлежали Князю М. И. Воротынскому.

Но на князя М. И. Воротынского Иван Грозный наложил опалу, и все города у него что до 1634 года «Стольник князь Иван Лыков владел на посаде в Черни 24 дворами своих крестьян, которые вели здесь торговые операции...»

Таким образом, в Черни были и владетели, которые могли иметь и собственные острожки, и своих казаков для защиты уделов от кочевников.

Все это хорошо, но при чем же здесь 1571 год. Да ведь сейчас Чернь на левом берегу, а не на правом?

Все это вызывает недоуменные вопросы. Чтобы ответить на них, вновь придется обратиться к переписке известных нам Девлет-Гирея и короля польского Снгизмунда-Августа.

В 1571 году «Сигизмунд-Август, - читаем мы в книге Л. Новосельского, - упрекал Девлет-Гнрея, что в течение 3-х лет он (Девлет-Гирей) не причинил князю Московскому никакой шкоты», «в земле Московской замку ни одного не взял и ему (королю) не отдал», а требует уплаты поминок...» (посулов).

И верный польскому союзу заклятый враг Руси. Девлет-Гирей в 1571 г. «вторгся в самый центр России и сжег Москву". Опустошению подверглись и все южные крепости. «Небо омрачилось дымом — писал историк П. М. Карамзин о сожжении Москвы — поднялся вихрь, и через несколько минут огненное бурное море разлилось из конца в конец города ужасным шумом и ревом...»

Крымский хан угнал несколько тысяч пленных и начисто раз грабил огромные области к югу и к югу-востоку от Москвы. Не избежала этой жестокой участи опустошении и наша Чернь (селение Казачье тож). Это было время, когда Девлет-Гирей строил планы восстановления татарского ига на Руси, ослабевшей в Ливонскую войну в битве за Балтийское побережье. Борьба была жестокой и смертельной. Вот почему предания старожилов о пожоге города, церквей посада краеведы считают достоверными. Отстраивать же новую крепость и город на низменной пойменной части луга у реки Чернь было стратегически нецелесообразно, в оборонном отношении гибельно. И город Чернь возник в 1571 году на высоком левом берегу реки Чернь, исключительно удобном месте для обороны, как совершенно новый город, перенесенный с правого берега на левый.

М. Н. Тихомиров в своей книге «Россия в 16 столетии» упоминает имя исследователя Московской Руси Платонова, который считал... «Крапивну, Одооев, Новосиль, Мценск, Чернь «Новыми городами». Это значит, что они выстроены только на новом месте.

Временем основания нового города и надо считать 1571 год. В это время И. Грозным был утвержден «Устав сторожевой службы», и Чернь как крепость и укрепленный район вошла в состав украинских городов передней линии крепостей Московского государства «Глядевших прямо в степь».

После же 1571 г. на правой стороне реки Чернь осталась только государева Казачья Слобода, несшая «с береженьем усторожливо» службу, оберегая русское государство от дикого поля.


В.Крылов
Газета "Заря" 13.03.1971г.

Russland - uber Ales! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


войсковой старшина




Сообщение: 645
Зарегистрирован: 08.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.09.08 22:49. Заголовок: Из Черни происходил ..


Из Черни происходил святитель Феофан Затворник(Говоров).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
щирый однодворец




Сообщение: 342
Зарегистрирован: 05.05.07
Откуда: Россия, Мытищи, МО
Рейтинг: 1
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.08 22:36. Заголовок: Из истории Казачьей ..


Из истории Казачьей слободы г. Чернь (Тульщина)
В книге И.Беляева «О сторожевой, станичной и полевой службе на польской Украине Московского государства» есть такая запись: "В украинских или пограничных городах... учредился особый класс служилых воинских людей, известных под именем городовых казаков еще с 1444 г., которые обязывались быть на службе, ездить в степи, смотреть за движениями татар перехватывать языков, доставлять вести воеводам... »
В эту службу набирались вольные люди из всех сословий. "...Городовые казаки (не смешивать с Донскими и другими понизовскими казаками — В. К.) учреждены правительством и находились в полной от него зависимости... При Иване Васильевиче 4-м они поступили в ведение Стрелецкого приказа и наравне со стрельцами составляли особый разряд войск, противоположный дворянам и детям боярским...»
В этой же книге есть такое разъяснение, что стрельцы собственно были «городовые воины», казаки же поочередно отправлялись в степь для разъездов и для стражи по сторожевым притонам, скрытым степным караулам. Автор пишет, что «правительство видимо привлекало лучших на эту важную службу...".
В 1594 году царь ФедорИванович издал даже указ о жалованье на убытки на сторожевой службе: «Станичникам и вожам (провожатый, указывающий путь в степи) за службу и за изрон, и за полон давати государево жалованье за конь по 4 рубли, а за мерин по 3 рубли, а которого станичника и вожа на поле в станице убьют, и за его службу, и за убийство, и за изрон давати государево жалованье женам и детям их по 4 рубли…».
Сохранились и исторические документы о службе чернских казаков. Калужские воеводы Федор Куракин и Федор Волконский в отписке государю 12 декабря 1633 года сообщали, что «мы, декабря 19 ден послали на кабак дворянина, да с ним 2-х человек Чернских казаков, чтобы дворяне и дети боярские и всякие служилые люди на кабаке твоего государева денежного жалованья и служилые своей рухляди и платья не пропивали и кабацкие откупщики дворянина на кабак для бережения служилых людей не пустили, его (дворянина) и казаков с кабака сбили...»
Есть и помета царская: «...На кабак ратных людей пускати не велеть, откупщикам... (служилым) пити не давати,... (казаков) не сбивати...»
В следующем 1634 году эти же калужские воеводы сообщали царю: «...Февраля, во 2-ой день, в первом часу дня я (Ф. Волконский) посылал белевских кормовых казаков и тульских черкас, и днепровских, и дедиловскнх, и чернских казаков 200 человек... Был бой... побивали литовских людей от села Сухиничи...». Здесь же есть вторая помета царя: «отписать с похвалой». Почти в тех же походах, в которых были и наши стрельцы, мы встречаем и чернских казаков: и «в провожании турского посла, и в Ногайской войне. Пятьдесят чернских казаков участвуют в 1632 году с воеводами А.В. Измайловым и М. Б.Шеиным в войне с ногайскими татарами в литовской земле, сто человек из Чернского гарнизона в 1634 году бьются с врагами под Смоленском.
Смоленск, Калуга. Можайск, Белгород, Новосиль, Мценск, крымские улусы, реки: 3уша, Дон, Любовша, Ока - вот те исторические места, где мы встречаемся с конными воинами из нашей Казачьей Слободы. Собственно Казачья Слобода начиналась от реки, вдоль Посольской дороги, и до современного энергоучастка. Здесь, как идти кверху от мосточка, по правой стороне были выстроены две деревянные небольшие церквушки. Обе они впоследствии были перенесены после пожаров в город Чернь. При каждой церкви - древние захоронения (могильники). Петр Семенович Степанов рассказывает, что на своем огороде он находил осколки дорогой битой посуды, заржавевшее оружие (кинжалы, наконечники копий).
Дорога сначала шла по деревне, затем сворачивала на Пески, шла по Удеревке и далее через имение Раевских (теперь Красная Нива), мимо часовни Сухотина (Б-Скуратовская средняя школа) и выходила на большак у села Гуньково.
Но с 1846 г. Посольскую дорогу защебенили, она повернула направо, около кладбища, прошла через Хутор, и в конце Слободы ее (нынешняя «Сельхозтехника») перегородили шлагбаумом, поставили часовых, проверяли подорожные. Здесь же стояла и каменная застава. Жил смотритель.
По преданию старожилов, «Чугунный мост» через реку Чернь был выстроен только к 1891 году, так что езда до этого шла через Казачью Слободу.
Это в какой-то степени после ратной службы определило профессиональный облик слободы. Если Стрелецкое — это возчики хлеба и всяческих товаров, то Казачье селение - это Ям¬ская Слобода, государевы извозчики по Чернскому уезду до Мценска, Сергиевского, Корсакова, Новосиля.
Дагаевы - Балаши, Шацкие - Грубовы, Дагаевы - Булочники, - самые лихие, бойкие извозчики, возили и почту по уезду, и пассажиров на все станции. Эти потомственные извозчики несли свою ямскую службу вплоть до организации первого колхоза.
Признаки города в Казачьем ощущаются и в поземельном пользовании. Поле от старой грунтовой дороги на Рыльково, что у колодца (домик Демина) и дальше к «Сельхозтехнике», именуется Студеное. Все Студеное и принадлежало причту Покровской церкви. За Удеревкой, к Казацкому лесу, — это земли Никольской церкви. А от озера лес и земли до имения Щегорина (современная Красная Нива) шли угодья Соборного причта. И если наш современник попробует сейчас поискать надельную крестьянскую землю в Казачьей Слободе, то без помощи М. И. Шибаева (старейшего землеустроителя) не найдет. Эта земля была в Федулове. Здесь же, в Казачьем, слобожане пользовались огородами до реки, им принадлежал Казачий бугор (Пески), половина луга в Рыльково, Щавельник, Стрикуляж, Залужье - вот те сенокосные угодья, убиравшиеся крестьянским обществом.
Если в Стрелецком о жилье вольных, беглых напоминал современный лес Лабатынка, то в Казачьем был свой притон беглых по имени Стрикуляж. Стри – первая часть слова – от Стрекала, кто стреканул, бежал. А вторая — куляж (по народному выражению) — чертенок (бес), водяной, что в целом означает — бежавший бес, или пристанище бежавших бесов. Но слово бес в русском языке означало не только нечистую силу, сатану, а употреблялось и для выражения восхищения к ловкому, изворотливому человеку. Этими качествами как раз и обладали все вольные казаки. Их притоном (Тихой пристанью), по нашему убежищем, и был, очевидно, Стрикуляж. А атаманом же их ватаги был уже не Кудеяр, а Балаш. Семья Дагаевых в Казачьем имела и второе прозвищное имя - Балаш. Ясно, что возникло оно не случайно. Да и сама фамилия Дагаев имеет интересное происхождение. По предположению краеведов, «да» - фонетическая приставка (от «до»), Гай - это лес. Отсюда выражение в казачьем селении: «Был у Дагая», что означает, был у живущего в лесу. Но фамилий в Казачьем гораздо больше, чем в Стрелецком, и они по содержанию разнообразнее.


В.П.Крылов
газета "Заря" 1971 г.

Russland - uber Ales! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 83
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Geo Visitors Map